Конкурентный анализ: этапы проведения

Анализ конкурентной среды в интернет-маркетинге необходим практически любой компании. Его нужно проводить только после того, как компания четко определила бизнес-цели, проработала позиционирование и торговое предложение.

В интернет-маркетинге не существует типового исследования конкурентов, подходящего каждой компании. В каждом случае это индивидуальный набор параметров. Итак, приступим к рассмотрению этапов анализа:

1. Начинаем с определения конкурентов

Выбираем конкурентов для исследования. Клиенту необходимо реализовать свою потребность, а не сам инструмент по ее реализации. Следует найти разумный баланс по количеству конкурентов и направлений, которые необходимо исследовать в первую очередь;

2. Общий маркетинговый анализ

На данном этапе необходимо изучить сайты конкурентов и другие точки контакта.

  • позиционирование и отстройка от конкурентов

Позиционирование – это образ компании, ее восприятие в глазах потенциальных клиентов; характеристика самой компании, а не ее продуктов.  Здесь нужно исследовать заголовки на веб-сайте, описание продуктов компании и общую информацию о компании – год создания, история, учредители, миссия и ценности;

  • продуктовая линейка

1) Проводим анализ продуктов конкурентов, изучаем УТП;

2) Мониторим цены на продукты конкурентов.

3) Изучаем клиентов наших конкурентов по реализованным кейсам, отзывам на сайте;

4) Изучаем, на какую территорию распространяется сфера их влияния.

5) Проанализировав данные на сайте, формируем гипотезы о сегментах целевой аудитории, на которую направлен маркетинг компании-конкурента;

6) Анализируем качества сервиса:

  • как быстро реагируют на обращение в компанию;

  • соответствуют ли указанные условия на сайте с реальными;

  • разговор с менеджером.

3. Анализ инструментов коммуникации с аудиторией

На данном этапе определяем, какие каналы коммуникации с ЦА используют ваши конкуренты.

  • Поисковое продвижение – анализируем запросы, качество текстового наполнения и прочие параметры с помощью инструментов: ru.semrush.com, megaindex.ru и других;

  • Контекстная реклама – определяем запросы, по которым конкуренты ведут свои рекламные кампании, используя сервисы advse.ru и spywords.ru.

  • Email-маркетинг – подписываемся на рассылку конкурентов и узнаем периодичность ее выхода, тип контента.

  • Блог – смотрим его тематику, качество и количество контента, с какой периодичностью выходит материал.

  • Social media marketing. Анализируем наполнение групп в социальных сетях, выхода постов, тип контента. Сервисы: youscan.ru, iqbuzz.ru.

4. Сайт и аналитика конкурентов

Анализируем сайт с точки зрения юзабилити.

  • Как продумана система навигации: логика, расположение, выделение активных элементов?

  • Понятно ли при заходе на веб-сайт, чем занимается компания и ее позиционирование?

  • Адаптирован ли сайт под мобильные устройства или есть отдельная мобильная версия сайта?

  • Какие используются механизмы вовлечения и типы контента на сайте (текстовый, графический, видеоконтент);

Web-дизайн сайта:

  • Какой он? Уникальный и современный?

  • Единый стиль оформления на всех страницах сайта?

  • Вызывает ли доверие среди целевой аудитории?

5. Аналитика

Узнаем статистику посещаемости сайта. Не исключено, что ваши конкуренты не закрыли счетчики. Посмотреть посещаемость сайта со счетчиком Liveinternet.ru, можно, воспользовавшись counter.yadro.ru, добавив в строку сайт конкурента.

Для того, чтобы узнать прогноз посещаемости и время нахождения на сайте конкурентов, используйте сервис similarweb.com.

6. Подведение итогов анализа

Анализируем собранную информацию и получаем картину стратегии интернет-маркетинга конкурентов. Это поможет определить цели, которые они преследуют в интернете, как строят коммуникацию со своими клиентами.  

Выявляем тип конкурентной борьбы. Для этого можно использовать модель Майкла Портера:

1) Стратегия дифференциации – создание уникального продукта в отрасли.

2) Стратегия лидерства в издержках – компания достигает низкого уровня затрат и создает выгодную цену для клиента.

3) Стратегия фокусирования – выбор узкой ниши и работа только в ней.

Отмечаем сильные и слабые стороны конкурентов и выбираем тех, которых будем:

  • «атаковать»;

  • избегать;

  • брать в «союзники» (объединяться).

Необходимо понимать, что нельзя за один раз провести исследование конкурентов. Это должно быть периодическое маркетинговое мероприятие. Анализ конкурентов – не самоцель. Важнее – построение эффективной системы электронного маркетинга, а исследование – это всего лишь одно из маркетинговых мероприятий.

Рассказать друзьям: